БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Балаклава в жестком скафандре покоряет морские глубины



Онуфриев Анатолий Иванович
мичман в отставке
водолаз-глубоководник
ветеран ПСС ЧФ

    В 2002 году УПАСР ВМФ РФ на базе 40 НИИ АСД с помощью ДайвТехноСервис организовали освоение совершенно новой для нас глубоководной техники, закупленной за рубежом после гибели АПЛ «Курск». От каждого флота на обучение направлялось по 5 человек плюс 5 человек от института и ЭО АСО ВМФ РФ, всего набрали 25 обучающихся.
    От ЧФ были откомандированы водолазные специалисты кап.л-т Антипов А.А., ст.л-т Маторин А.С., л-т Левин В.А., служащий Козорез В.Н., служащий Онуфриев А.И.
    В качестве наблюдателей направлялись старший водолазный специалист ЧФ (старший группы) капитан 2 ранга Фролов И.К. и старший врач-физиолог ЧФ подполковник м/с Ведута Ю.А.
    Перед отъездом группу инструктировал начальник УПАСР ЧФ. После инструктажа и доходчивого наставления кап.1 ранга Васильчука Василия Васильевича нам стало ясно, что нужно держаться подальше от пропойцев северян, разгильдяев балтийцев и прочих «пенителей моря» и вернуться в Севастополь без потерь, с новыми знаниями в головах, подробными конспектами в тетрадках (желательно в цветном изображении).
     Прибыв в г. Ломоносов поздно ночью, мы были размещены для проживания в неожиданном месте - Кавалерийском корпусе верхнего парка. А уже на следующий день, в субботу, в одном из корпусов НИИ произошло первое знакомство с инструкторами, техниками, переводчиками и местами проведения занятий и тренировок. У кромки громадного бассейна с одной стороны стоял на подставке под тельфером изучаемый объект - нормобарический скафандр и модули его поверхностного оборудования, а на противоположном конце бассейна был размещён «Тайгер» со своим оборудованием. Но нас интересовал только скафандр и всё, что к нему прилагалось. С чьей-то лёгкой руки вместо нормобарический сразу прижилось слово НОРМОБОР (HS-1200). Общий обзор провёл через переводчиков инструктор родом из Шотландии (так он представился) Том Биссет. Для создания деловой обстановки он сразу предложил обращаться к нему и другим инструкторам по имени. На вид ему было лет 55, седой, сероглазый, крепко сбитый, среднего роста; бывший военный, старший водолазный специалист одного из флотов США, отработавший под водой много часов на газовых смесях. Международную компанию OkeanWorks представлял как инструктор по правилам обслуживания и эксплуатации нормобарических скафандров NEWTSUITHS-1200. Впоследствии, в июне 2005 года, на учениях НАТО по спасению личного состава ЗПЛ, Левин В.А. встретил Тома на штатовском спасателе, тот командовал спуском HS-2000. Его пилот с задачей не справился, Том только руки развёл, оправдывался, мол, молодой ходил.
     Он заявил, что опыта обучения сразу большого количества людей в корпорации нет, максимум, что им приходилось обучать, это 5 японцев. Нас разделили на две группы. Одна - на теоретических занятиях, а другая в это время будет на практике. В группу №2 входили черноморцы, тихоокеанцы, водолазы ЭО АСО ВМФ и 40 НИИ АСД ВМФ.
   Из общего обзора мы узнали, что на сентябрь 2002 года в мире изготовлено всего 44 скафандра HS-1200 с рабочей глубиной 1200 футов (365м) и пределом прочности корпуса 1270 м. Изготовлены из алюминия марки А356-Т6 способом литья, с дальнейшей обработкой на станках, полировкой, анодированием, покрытием эпоксидной краской и обрезиниванием конечностей. Внутренний диаметр корпуса 45см. Комплектуется блоком двигателей мощностью 2,5 лошадиных сил, развивающих скорость под водой до 2,5 узлов. Скафандр высотой 2 м 6 см может работать с блоком двигателей так и без них в вертикальном положении и лицом вниз (на грунте или объекте). С помощью двигателей легко перемещается в водной среде в любом направлении, можно выполнять любые глубоководные водолазные работы ( сварка – резка, работа с гидравлическим инструментом и прочие) кроме захода во внутрь помещений. Система HS-1200 может устанавливаться на любом плавсредстве, подходящим по размерам, водоизмещению и питанию электроэнергией (380v50hz или 220v50hz). Модульная система позволяет базироваться в контейнерах или других удобных помещениях. Для обслуживания и эксплуатации скафандра желательна площадка 6х6 м. Потребляемая мощность 2-х скафандров – 4 кВт. Может поднять и перемещать груз до 30 кг. Время работы 6 – 8 часов, система жизнеобеспечения рассчитана на 48 часов. Допускается эксплуатация при температуре воды от 0 до +20° по Цельсию и воздуха от -10 до +40º.
     На следующий день Том пропустил всех кандидатов в пилоты и руководителей спусков через скафандр и на каждого сделал пометки в своём ноутбуке, надо было в закрытом состоянии просунуть свои руки в руки верхнего корпуса. У меня не получалось, локоть левой и правой руки застревал в плечевом сегменте. На какой-то миллиметр было б короче предплечье и я бы без труда просунул руку! С досадой подумал о своей непригодности по антропологическим данным. Том спокойно подошёл, пошевелил сегментами правой руки и приподнял её. Мой локоть проскользнул внутрь. То же самое он проделал и с левой рукой. Я был несказанно благодарен ему за помощь-подсказку, непригодность по антропологии отменялась. Вытащил руки самостоятельно, правда, из-за неопытности, на локтях ободрал немного кожу. Но на будущее я усвоил, как управляться со своими длинными руками в ограниченном пространстве (внутренний диаметр корпуса всего 45 сантиметров). Только через неделю мне стало понятно, что не в руках было дело, а в ширине плеч и обхвате груди, у меня они были существенно больше рекомендованных.

    Все прошли «тест» на проходимость в скафандр по физическим данным, в основном это были молодые мичманы и офицеры до 30 лет. Из гражданских лиц в качестве пилота скафандра был только я. В то время мне шёл 53-й год, но скидки на возраст не предусматривалось. После того, как мы потёрлись своими выходными одеждами несколько дней об слегка обмасленный алюминиевый костюмчик, появилась необходимость в спецодежде, и у меня был план на секонд-хенд, просто нужно было дождаться воскресенья – единственного выходного дня.

   В отличие от осторожного, знающего себе цену и не очень разговорчивого руководителя-практика Тома, всю теоретическую часть скафандра, блока двигателей-движителей, кабель-связки, крановой системы, модулей поверхностного оборудования великолепно подавал канадец Стив Фузессери. Высокий, крупный, усатый парень до 40 лет, добродушный, разговорчивый, откликающийся на любой вопрос и просьбу, знал всю систему HS-1200 до мельчайших подробностей. Легко проводил рассказ с показом, разборку – сборку любых узлов, после чего они становились уже какие-то и не сложные, и нам самим не страшно было разбирать-собирать, проводить регулировки под его присмотром и постоянным напоминанием: разборку и сборку даже самых простых вещей проводить только с чертежами! Охотно рассказывал, на каких глубоководных аппаратах работал в океане, для чего и как приходилось осматривать необитаемым аппаратом тоннель-водовод под Ниагарским водопадом (я и не подозревал, что он там есть), и сожалел, что в жёсткий скафандр не может забраться по причине крупных ладоней – не проходили в кистевую насадку. Да, действительно есть физические ограничения для пилотов: Рост 163 -195см, обхват плеч до 120 см, обхват бедра не более 55 см, грудь не более 98 см. Оказалось, широкая ладонь тоже помеха, ведь внутренний диаметр нижнего локтевого соединения всего 9,1 сантиметра. А Стив обладал внушительными «кувалдами», непроходимыми для такого отверстия.
  Стив показывает неполную разборку двигателей-движителей К концу недели ДайвТехноСервис обеспечил нас симпатичными комбинезонами и строительными касками. Теперь мы выглядели солидно и организовано.

Был ещё молодой инструктор-электронщик из США, в крутых очках, бледный, худой, высокий, по имени Мэт. Он всё возился с видеокамерой на скафандре. Молча снимал её, менял, протирал, чистил контакты, ковырялся в видео-модуле, снова ставил, пока картинка не стала безупречной. Толи он всё починил, толи чем - то не устроил Тома, но с четверга 26 октября его не стало. На вопрос, куда делся Мэт, Том ответил, что он заболел и улетел лечиться домой. Может быть и так, в Ломоносове уже лежал снег, и действительно была мерзкая погода.
     Перед первым практическим занятием нам огласили меры безопасности при работе со скафандром:
     - слушать руководителя;
     - не совать пальцы в блок двигателя;
     - внимательно работать с конечностями, они тяжёлые и дорогие;
     - при потере связи под водой не паниковать;
     - рядом не курить, левый кислородный клапан крутить в одну сторону,
       правый в другую и т. д.
    И эти требования безопасности Стив ловко и удачно связывал с информацией о внутренней начинке, её расположении, предназначении, параметрах. Непривычно было первые дни пользоваться приборами давления – они отградуированы под единицы ПСИ, бары, милибары. С обзорной лекции мы знали, что скафандр изготовлен из литого алюминия, а теперь выяснилось, что абсолютно все внешние и внутренние компоненты также изготовлены из антимагнитных материалов.
     Инструкторы охотно делились знаниями по любым приборам, устройствам, системам кроме одной вещи – патентованных вращающихся соединений. И когда мы получили всю техническую документацию HS-1200 с подробными чертежами и описаниями, то в чертеже вращающегося соединения в нужном месте был просто белый прямоугольник. Конечно, многих распирало узнать, что там такого в их патентованном дизайне, но внятного ответа не получали.
     Несколько институтских мичманов лаборатории, где мы занимались, очень быстро нашли со Стивом общую тему – спиртовую. Так как на улице лежал снег, а в помещениях ещё было довольно зябко, то находчивые местные мичмана в одном из закутков под бассейном, с утра перед нашими занятиями, иногда согревали его «шилом», ясное дело и сами грелись. 27 сентября в нашей группе были занятия на тему консоли, трансмиссии и проходили они внизу бассейна у второго скафандра. Пока мы все собирались, Стива успели эти мичмана заманить в какую-то каморку, быстро «согреть» и выпустить. Он спокойно начал показывать разборку компенсатора трансмиссии, как ни в чём не бывало, невозмутимо, как всегда. Только свежий запах выдавал. Мы вокруг скучились и по очереди повторяли его действия со второй трансмиссией, он внимательно следил, если надо, поправлял. В это время из-за труб с озабоченным видом «согреватели» следили за поведением Стива, видимо опасались, что переборщили с дозой, но для него полстакана «шила» оказалось, как слону дробина.
     Через 2 часа мы поднялись в аудиторию слушать другие темы. Подошла очередь вращающихся соединений, и естественно всех интересовало, что скрывается за патентом. Просили рассказать хоть чуть-чуть, в общих чертах, совсем немножко. Стив вздохнул, посмотрел на дверь, махнул рукой, сказал now и начал рисовать и комментировать. Наконец-то мы увидели в разрезе эту штуку, успели узнать, что там размещается 240 долориновых шариков, много маленьких пружинок, что при погружении внутри давление в 2 раза больше наружного. Вдруг открылась дверь, на пороге стоял Том, что его принесло – неизвестно, но увидев на доске чертёж, видимо и сам забыл, зачем пришёл. Что-то гаркнул непереводимое, сверкнул глазами, повернулся и ушёл. Стив моментально перешёл к другой теме.    
Группа № 2
    Первый тест по пройденному материалу был 30 сентября. Надо было дать 37 правильных ответов. Здорово помог Игорь Константинович Фролов, ему рассказали с первой группы, а он передал нам, каким образом строится правильный ответ.
   Например, нарисовав правильно щуп с метками, сразу получаешь три правильных ответа. Первый раз в жизни столкнулся с тестированием и оно мне показалось намного легче, чем экзамены или зачёты по билетам.
    С нашей группы прошли все, а вот с первой было отчисление. Подобных тестов в период учёбы до экзаменов было около 10.
      С первого дня Том внушил трепетное отношение к смотровому куполу (иллюминатору). Полусферический акриловый, толщиной 1,9см, моется только жидким мылом или шампунем, протирается только бумажным полотенцем. Перед спуском обязательно натирается внутренняя часть купола тонким слоем жидкого мыла или детским густым шампунем. Для чистки запрещено использовать спирт, растворители и абразивные чистящие. Срок службы 10 лет, хранение на складе 20 лет. При первом погружении ошеломил вид изнутри. Я привык, что под водой все предметы видятся через плоский иллюминатор в слегка увеличенном виде и малым углом обзора. А здесь, погружаясь ниже уровня водной поверхности, попадаешь в нереальный мир лилипутии.
    Из-за сферической формы купола угол обзора через него просто шикарный. Правда, всё видится в уменьшенном виде, как в перевёрнутый бинокль. Рымы, обухи, карабины, гайки и болты миниатюрные, пятитонная скоба выглядит как скобочка с фала на сигнальных флагах. И в первые минуты было не совсем ясно, предмет от тебя далеко или совсем рядом. Выручили манипуляторы. Вытянув вперёд руки и видя тоненькие схваты на концах кистевых насадок, начинаешь как-то ориентироваться и понимать размеры предметов, если они находятся на расстоянии вытянутой руки. А при большом удалении от цели размер и расстояние можно определить только с помощью сонара.
     8 октября появился инструктор по подводному гидравлическому инструменту Мишель. Улыбчивый француз среднего роста, на вид и на деле сама доброта. С ним занимался А.А. Антипов, осваивал приёмы работы с гидравлическим инструментом.
   11 октября 2002 года Ломоносовская еженедельная газета «Балтийский луч» опубликовала большую статью про освоение новой техники под названием «Спасатели». В объектив попали черноморцы, обедавшие в Кавалерийском корпусе.
При прохождении практических занятий по гермовводам на действующем скафандре у нас появился гермоввод нижнего корпуса имени Иванова. Дело в том, что нужно было перед спуском в учебных целях некоторые гермовводы вытащить, осмотреть, заменить смазку и поставить на место. Так вот, готовя под себя скафандр, Иванов забыл завернуть винт на нижнем гермовводе сброса тыльного груза. Том это заметил и при очередных спусках он в шутку с серьёзным видом каждого пилота спрашивал, проверялся ли гермоввод «Иванова».
   На нормоборе присутствует хитроумная схема подачи питания. На входе в трансформатор 380в3ф50гц, на выходе 460в3ф50гц и подаётся в блок управления питанием. С блока управления питанием уже выходит 440в3ф400гц на двигатели и 220в1ф400гц на сервопривод и в распредкоробку на голове. В коробке получаем низковольтное напряжение на светильники, видеокамеру, на электронные устройства верха туловища, гидролокатор. При подаче питания на двигатели они постоянно вращаются со скоростью 1000 об/мин., а движение получаем за счет изменения угла лопастей. Лопасти в свою очередь управляются с помощью педалей. Левая педаль (вертикальная) вверх – вниз. Правая педаль (горизонтальная) вперёд – назад, и вращение вправо – влево. Немного привыкнув к такому способу управления движением, получаешь огромное удовольствие от свободы перемещения в любом направлении. Чтобы занять положение лицом вниз, необходимо, работая левой педалью вниз, прижаться к грунту или платформе и начать работать правой педалью вперёд. Скафандр плавно наклоняется вниз, до нужного угла и в таком положении возможно подворачивать в нужную сторону, или продвигаться вперёд. Восторг получаешь от перемещения в вертикальном положении, на самом деле ты летаешь в водном пространстве. Водолаза в нормоборе правильно называть пилотом. После программы обучения и всяческих тестов, после успешной сдачи выпускных экзаменов он сертифицируется как пилот нормобарического скафандра.
   В средине октября в бассейн на тросах опустили тяжёлую стальную балку, её установили таким образом, что до поверхности и до дна было по 2,5 метра. На практических занятиях была задача в вертикальном положении пройти над балкой туда – обратно, под балкой туда – обратно, зацепиться ногами за балку и повисеть головой вниз (ногами вверх), потом сделать переворот на 360 градусов и вернуться в исходное положение. А также найти канат, завязать на нём беседочный узел, работая лицом вниз развязать другой узел, обрезать ножом трос, перед подъёмом одеть маску. Это был самый интересный для меня день. Я был доволен, что всё получилось, поверилось, что в нормоборе можно делать любую работу. Немножко огорчал постоянный шум двигателей, не спасали даже бируши и перспектива сидеть на промежности, даже подложив под себя велосипедное седло с гелем.
    Слушая лекцию по устройству и правилам эксплуатации кислородных систем, к Стиву по ходу дела возник и озвучился, как многим показалось, умный вопрос. Дело в том, что после герметизации перед спуском в скафандре делается разрежение в 40 милибар. И это давление почти не меняется, сколько бы времени не занимал спуск, несмотря на то, что в скафандр идёт постоянная подача кислорода 0,25-0,29 л/мин. Если взять во внимание, что в двух спарках баллонов находится 992 литра О2, то у мыслящего возник вопрос, почему не растёт давление в скафандре. Ответ оказался прост. Как вы думаете, откуда в абсолютно герметичном скафандре с пилотом внутри появляется вода? Удивило оригинальное решение контроля высокого давления кислорода в магистралях. Кислородные манометры в/д размещены в шлеме с левой и правой стороны, и питаются по гидравлической линии от внешнего передающего цилиндра, установленного на редукторе снаружи. Передающий цилиндр в свою очередь исключает попадание высокого давления кислорода в скафандр, и манометры фактически показывают давление масла в системе после редуктора. С удивлением узнали, что «они» не применяют спирт для очистки и дезинфекции кислородных систем, а пользуются ультразвуковой ванной, что для дезинфекции скафандра внутри используют дезраствор c приятным запахом. Для резьб кислородных соединений используют смазку kritox, заряжают кислородные баллоны, погружая их в воду, применяют жидкий ключ и т.д.
    Впечатлила кабель-связка. При диаметре 27,9 мм, разрывное усилие равняется 2985 кг, при этом вес в воде 1 метра всего 50 гр.
    При длительной работе под водой (более 6 часов) в скафандре в ногах скапливается много воды. И чтобы пилоты всегда были с сухими ногами, в компании используют комбинезоны стоимостью по 230 долларов со специальной ткани мембранного типа, пропускающей влагу только в одну сторону. На вопрос, почему не закупили такие комбинезоны, наши «специалисты» ответили, что в России способны изготовить и сами. Шьют их видимо до сих пор.
   Перед выпускными экзаменами проходили аварийное оборудование и аварийные ситуации. В перечне аварийного снаряжения для пилота присутствовали такой предмет как балаклава. Услышав знакомое слово, севастопольцы оживились, кажется, В.А.Левин переспросил, что это такое. Стивен объяснил, что так у них называют тёплую шлем-маску на голову. Мы с удовольствием в ответ растолковали, почему обычный подшлемник у них назвали балаклавой. Стив удивился, покивал головой, поулыбался и сказал спасибо.
   Разбирали аварийные процедуры - тревогу, аварийную ситуацию, и экстремальную ситуацию. В каждой группе предписаны свои действия. Согласно требованиям Ллойдовского регистра для спасения жизни пилота в экстремальной ситуации предусмотрено аварийное всплытие скафандра с обрезанием кабель-связки, сброса блока двигателей-движителей, сброса грузов. Требования выполнены и есть строгая инструкция по порядку освобождения от лишнего груза. Но компания, опираясь на опыт работ в Северном море, Мексиканском заливе и других местах, рекомендует ни при каких ситуациях не обрезать кабель и не сбрасывать двигатели. Потому что при наличии подводного течения, разницы в плотности воды, плюс неблагоприятные метеорологические условия и пилота со скафандром может вынести или занести в непредсказуемое место. А ежели произошёл обрыв кабеля, то немедленно закрепиться манипуляторами (схватами) за любой подходящий предмет, а на грунте – клешни в ил (как якорь) и не паникуя, терпеливо ждать помощь.
   Получили мы добротные знания по правилам обслуживания и эксплуатации, по мерам безопасности, научились выполнять процедуры предспусковой и послеспусковой проверки, оценили важность чек – листов. Убедились, что с помощью системы HS-1200 под водой возможно производство любых работ. Усвоили, что главный враг под водой – верёвки и сети. Догадались, что в корпорации умеют хорошо считать деньги, по ихним данным на 2002 год получилось, что стоимость одного дня работы аппарата ROV(телеуправляемый) или нормобарического скафандра равнялось 19700 зелёных. А один день работы водолазов на смесях обходится в 170000 долларов. Выгода налицо.
   На экзамены отводилось 4 часа. Сидели по одному за столом, разрешено было пользоваться только ручками и линейкой. Раздали 64 вопроса, они вместились на 6 листах. После успешной сдачи экзаменов мы были сертифицированы кто как пилот, кто как руководитель, кто как техник NEWTSUITHS-1200. На общем собрании Сэр Том Биссет каждому вручал сертификат с репликой. Всех инструкторов и переводчиков начальник УПАСР ВМФ РФ поблагодарил за хорошую работу, а нас за успех в учёбе.

Передав за короткое время максимум знаний о системе HS-1200, представители корпорации не забыли предоставить и свою клятву пилота.



КЛЯТВА ПИЛОТА

   Я ОБЯЗУЮСЬ содержать свой скафандр в чистоте, блестящим, сверкающим. Обязуюсь не наклеивать на корпус стикеры, рекламирующие всякую всячину типа доски для серфинга, кроссовки или что-нибудь такое, если мне не платили за их рекламу.
   Я ОБЯЗУЮСЬ оберегать свой скафандр от повреждений. А если же я таки не уберегу его, обязуюсь починить скафандр до следующего погружения.
   Я ОБЯЗУЮСЬ следовать в надлежащем порядке руководству по эксплуатации, выполнять все процедуры, описанные в нём, а также процедуры листов пред и послеспусковой проверки, так чтобы где-нибудь на дне не отвалилась жизненно важная деталь и не испортила мне весь день.
  Я ОБЯЗУЮСЬ помнить, что мой костюмчик – самый дорогой костюмчик, который Я КОГДА-ЛИБО НОСИЛ В СВОЕЙ ЖИЗНИ, и что мне его дали в пользование благодаря моим профессиональным качествам, а не потому, что хорошо смотрюсь в оранжевом.
   Я ОБЯЗУЮСЬ не залезать в нём в такие недоступные места, где я могу надолго застрять, чтобы мне потом не пришлось поить пивом всю ночь спасших меня водолазов.
  Я ОБЯЗУЮСЬ отвечать вежливо на все вопросы о моём скафандре, сохранять чувство юмора, даже если мне приходится в двадцатый раз отвечать на вопрос, много ли внизу акул и сколько сокровищ мне удалось откопать на дне.
  Я КЛЯНУСЬ общаться только на профессиональном техническом языке и не употреблять нецензурную лексику по проводной или гидроакустической связи, помня, что рядом с руководителем спуска может находиться мой непосредственный начальник. Я обязуюсь соблюдать это правило даже в том случае, когда мне почти удалось захватить резьбу крошечного фитинга после получасовой борьбы и я пытаюсь перенести его в другую руку не уронив, а руководитель просит немедленно сообщить показания всех приборов.
  Я КЛЯНУСЬ не забывать на дне инструменты, так как нам надо было изобретать их, а так как память водолаза коротка, мы можем забыть, как это делается.
   Я КЛЯНУСЬ быть открытым и принимать предложения по улучшению работы даже от людей, которые не могут без посторонней помощи зарядить тостер.


  И НАКОНЕЦ, Я БУДУ СТАРАТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ОТ СВОЕЙ РАБОТЫ УДОВОЛЬСТВИЕ!

  И попытаюсь быть восприимчивым к новым идеям и переменам, так как мне больше нечем заработать себе на жизнь.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий